Рыночные отношения: как меняется потребсфера Кубани

новость

За последние пять лет в Краснодарском крае значительно увеличились обороты потребительской сферы. Что это дало всему региону в целом и каждому конкретному кубанцу в частности?

Рыночные отношения: как меняется потребсфера Кубани

Набирая обороты

Каждый из нас ежедневно участвует в формировании рынка потребительских товаров и услуг Кубани. То, какие мы выбираем продукты и ходим ли в гипермаркет или на сезонную ярмарку, влияет в итоге на экономику края. И задача краевых властей в этой сфере — наладить связь между покупателем и продавцом, создать комфортные и безопасные условия для купли-продажи, поощрить местных ответственных производителей и не допустить выхода на рынок недобросовестных продавцов.


Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев:

«Торговля — это пульс города, станицы, села. По торговле можно понять, насколько бьется жизнь в том или ином населенном пункте. За последние пять лет обороты потребсферы Кубани во всех сферах выросли на 32% — с 2,3 трлн рублей в 2015 году до 3,4 трлн рублей в 2019 году.»


Если брать более узкие сферы, то обороты розничной торговли за указанный период выросли с 1,2 до 1,5 трлн рублей, оптовой торговли — с 1,1 до 1,9 трлн рублей, общепита — с 65,6 до 81,3 млрд рублей.

Рост оборота привел к увеличению налоговых отчислений в казну края — они выросли на 24% —с 31,6 млрд рублей в 2015 году до 41,7 млрд рублей в 2019.

Налоговые поступления от предприятий потребительской сферы на протяжении нескольких лет занимают наибольший удельный вес среди других отраслей экономики края и составляют 20% от всех поступлений.

Инвестиции — двигатель торговли

Инвестиционные проекты сегодня — обычное дело. Все слышали об инвестфорумах, никого не удивляет, что в кубанскую потребсферу вкладывают миллиарды рублей. Но так было не всегда. Для сравнения, в 2015 году объем инвестиций в кубанские предприятия составил 294,3 млн рублей, а в 2019 году уже более 15 млрд рублей. Такой значительный рост стал возможен благодаря верно выбранному вектору развития экономической политики.

«Главное в инвестиционной политике — это не стоять на месте. Особенно, когда очевидно, что градус «инвестиционной погоды» на Кубани планомерно повышается — регион впервые за три года улучшил свои позиции в Национальном рейтинге инвестпривлекательности, объем инвестиций каждый год растет, растет и внимание к краю со стороны иностранных инвесторов — в прошлом году Кубань посетило рекордное количество бизнес-миссий из зарубежных стран», — говорит Вениамин Кондратьев.

Стратегия развития

Первый и самый очевидный шаг в развитии потребсферы Краснодарского края — увеличение количества розничных торговых точек. За пять лет общее число торговых объектов в крае выросло на 9% — с 53,1 тыс. в 2015 году до 57,9 тыс. в 2020 году. Соответственно этому показателю почти на 10% увеличились и площади для розничной торговли.


Руководитель департамента потребительской сферы Краснодарского края Роман Куринный:

«Потребительская сфера формирует 20% регионального бюджета. В прошлом году общая сумма поступлений в казну от нее составляла 36 млрд рублей, в этом она будет больше. Самый высокий показатель валового регионального продукта — 17%. У отрасли хороший оборот роста. Прирост, как и по стране, составляет 1,7% за первое полугодие. В налогах за первые полгода этого года в крае динамика  роста потребительской сферы — 11,1%, а по заработной плате мы идем с приростом — 8% по сравнению с прошлым годом».


Увеличение количества торговых площадей логически ведет к следующему шагу — улучшению их качества. Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края заключил 22 протокола о проведении работ по реконструкции, модернизации и благоустройству рынков и ярмарок. На это планируют направить в общей сложности 54 млн рублей инвестиций. В настоящее 5 из этих объектов уже благоустроены и обновлены.

Еще один приоритетное направление — развитие традиционной для Кубани ярмарочной торговли. Главная особенность и преимущество таких площадок в том, что на них можно купить свежие овощи, фрукты, мясо и молоко от местных фермеров.


За последние 4 года общее количество ярмарок выросло на 65% — с 600 до 992. В том числе развиваются и придорожные ярмарки, которые неизменно привлекают и местных жителей, и туристов, едущих через край. За несколько лет количество придорожных ярмарок увеличилось на 35% — в 2015 году их было 245, в 2019 году — 331.


Стоит отметить, что произошел не только численный рост придорожных ярмарок, но и их качественное развитие. Это больше не стихийные базары, а полноценные торговые точки с проверенными местными поставщиками. В 2015 был разработан единый стиль сезонных придорожных ярмарок. Для удобства автотуристов их начали оснащать беседками, в которых можно отдохнуть и пообедать купленными на ярмарке свежими продуктами. В 2020 году в концепции эко-дизайна был разработан полноценный брендбук придорожных ярмарок. Через несколько лет все торговые точки полностью обновятся и будут радовать не только кошелек, но и глаз.

Новые цели

Большой поток автотуристов определяет следующий этап развития потребсферы Кубани — создание сети многофункциональных комплексов сервиса или МФКС. Задача таких комплексов — максимально покрыть нужды туристов, путешествующих на машине. На территории МФКС можно без проблем припарковать автомобиль, закупить продукты, отдохнуть, принять душ и даже остаться на ночь.

В целях развития сети подобных комплексов в 2019 году по поручению губернатора Вениамина Кондратьева была разработана схема размещения МФКС на территории Краснодарского края. Она включила в себя 10 существующих комплексов и 27 мест для потенциального развития новых МФКС.
 

Знак качества

Мы уже писали о том, что развитие потребсферы неотделимо от повышения качества продукции и контроля за производителями. В этом направлении был сделан большой и важный шаг — перевод торгующих алкоголем предпринимателей в лицензированную сферу экономики. Рост числа проверок позволил снизить оборот контрафактной продукции на 23%. В 2016 году доля контрафактного алкоголя в объеме изъятой продукции составила 87%, в 2019 году — 63,7%.

Еще один важный пункт в контроле рынка — введение в 2018 году маркировки «Сделано на Кубани». За несколько лет потребитель привык к тому, что продукты, отмеченные этим знаком, выращены и произведены местными производителями с соблюдением высоких стандартов.


Кубанское — значит отличное. Защитить уникальное географическое наименование, которое уже стало знаком качества, помогает присвоение наименование места происхождения товара (НМПТ).


Регистрация гарантирует, что те же яблоки, заявленные кубанскими, будут действительно согреты кубанским солнцем, а не привезены неизвестно откуда. Это защищает покупателей от нерадивых продавцов, а кубанских производителей — от нечистых на руку конкурентов.

Департамент потребительской сферы поддерживает производителей в вопросу регистрации наименований места происхождения товара, начиная от помощи в сборе документов, заканчивая консультациями и подготовкой пакета документов для направления в Роспатент. Это помогает не только развитию потребсферы на Кубани, но и сохранению безупречной репутации настоящих кубанских продуктов.

Источник: информационный портал kuban24.tv


Присоединяйтесь к нашему списку подписчиков, чтобы получать последние новости выставки и специальные предложения.